Константин Туршу: «Японцы сами признали, что краснодарский чай лучше японского»

Константин Туршу: «Японцы сами признали, что краснодарский чай лучше японского» 14.Окт.2016

Константин Туршу: «Японцы сами признали, что краснодарский чай лучше японского»

Краснодар, 1 сентября – ЮГ Times, Владимир Приходько. Руководитель отраслевой ассоциации о чайном контрафакте, проблемах и достижениях индустрии, а также своевременности принятия регионального закона.

Вопросы качества в чайной отрасли Краснодарского края - ключевые. Не соответствующая заявленным кондициям продукция катастрофически сказывается на имидже и местных производителей, и края в целом. Но этим дело не ограничивается: разочаровавшись в качестве сочинского чая, потребитель голосует кошельком не в его пользу. В результате падают объемы продаж, а следом сокращается производство, людей приходится увольнять, плантации приходят в запустение. Сейчас позиции продукта несколько утрачены, но с принятием регионального закона о чаеводстве былая слава вернется, уверен президент Ассоциации производителей Краснодарского чая Константин Туршу. - Константин Юрьевич, четверть века назад кубанский чай был настоящим брендом. Сильно ли изменилось чаеводство Краснодарского края со времен распада СССР?

- Мы активно изучаем опыт чаеводов по всему миру. И те технологии, которые сейчас применяются в Сочи, - это лучшее, что сегодня есть на планете. Не боюсь так утверждать: чай, произведенный, в частности, на мацестинских плантанциях, - высочайшего качества. Это подтверждено многочисленными исследованиями и самыми авторитетными экспертами. А ведь в советскую эпоху мацестинский чаеводческий совхоз имени Ленина никогда не имел своего производства, как не было его и в остальных хозяйствах. Это были промежуточные предприятия, рабочие которых выращивали и собирали чай, возили его на дальнейшую переработку. Что было дальше с выращенным продуктом, никто и не представлял. Иными словами, никакого производства замкнутого цикла в Сочи никогда не было. Так работали почти все местные чаеводы. Только в послевоенные годы в этих краях были построены две чайные фабрики - в Дагомысе и Адлере. К сожалению, слава местных сортов чая продолжалась не слишком долго – до 1992 года, когда наступил перестроечный период. В это время произошла реорганизация; чайный совхоз имени Ленина был преобразован в ОАО «Мацестинский чай». Вскоре предприятие пришло в полный упадок, как и вся отрасль. Кризис прославленного чаеводческого хозяйства продолжался до 2006 года. Чайные плантации к тому времени превратились в помойку, где городские власти на полном серьезе хотели организовать свалку для твердых бытовых отходов. Это была достаточно громкая история накануне Олимпиады-2014. Бороться за уникальные угодья приходилось всеми силами. Доходило до того, что мы выходили на улицы и останавливали машины с мусором. К сожалению, на местном уровне нас не слушали. Обращались везде, вплоть до администрации президента РФ. Неоднократно обивали пороги различных кабинетов, в том числе правоохранительных органов. Только после вмешательства генеральной прокуратуры территорию удалось отстоять. Таким образом все приходилось начинать с чистого листа. Недалеко до харакири

- Специалисты часто говорят, что японский чай - лучший в мире. Как соотнести вкусовые качества листа, выращенного в Японии и на Кубани?

- Сначала расскажу об одном визите японских специалистов в Сочи. Они приехали в Мацесту. Восхитились тем, что местность похожа на пейзажи их родной страны. Представители Страны восходящего солнца отбыли на родину, захватив с собой образцы местного чая. Уже там провели лабораторные исследования. Оказалось, краснодарский чай по своим характеристикам превосходит аналогичный японский продукт, который считается лучшим в мире. Они посоветовали взять на вооружение современные технологии и построить предприятие полного цикла. Японцы оказали нам консультационную помощь в создании производства, помогли с оборудованием. Когда перерезали красную ленточку на открывшемся производстве, их главный технолог, выпив первую чашку, признал: краснодарский чай лучше японского. Говорят, такое признание равнозначно харакири. И еще один немаловажный фактор: краснодарский чай считается самым северным в мире. Сорта, которые прижились в Сочи, прошли естественный отбор. Я уверен, сочинский чай самый полезный, поскольку из-за зимних холодов у нашего листа на полгода прерывается вегетативный период, за время отдыха он успевает набрать много эфирных масел и антиоксидантов, а кавказские, алтайские и сибирские травы, сублимированные ягоды и фрукты местного производства, которые используются для купажа, наполняют чай дополнительными полезными веществами. Главное - сохранить отрасль

- В Краснодарском крае действует ассоциация чаеводов. Для чего производителям потребовалось такое объединение?

- Логика на самом деле простая. Сочи - единственное место в стране, где есть чайное производство. Сейчас в Краснодарском крае выращиванием и переработкой зеленого чайного листа занимаются шесть крупных предприятий в Сочи: ЗАО «Дагомысчай», ОАО «Солохаульский чай», АО «Мацестинский чай», ЗАО «Хоста чай», ЗАО «Шапсугский чай», ЗАО «Адлерский чай», а также несколько малых предприятий, арендующих чайные плантации. Все они стали членами нашей ассоциации. Наше решение объединиться было обусловлено прежде всего тем, что профильные научно-исследовательские институты стали сплошь коммерческими предприятиями, оказывающими услуги за баснословные деньги, потому что работы у них мало. Разумеется, платить много не можем. Ведь чаеводческие хозяйства относятся к сегменту малого и среднего бизнеса, и мы вечно стремимся свести все посторонние расходы к минимуму. Так что члены ассоциации решили отказаться от услуг ученых и обмениваться опытом, технологиями и культурами друг с другом. А неплохо было бы сделать как в Китае, где все научно-исследовательские институты государственные. Ученые сами приходят к предпринимателю и дают рекомендации, как возделывать почву, какие семена использовать, какие технологии применять. Там государство проявляет заинтересованность в том, чтобы местный бизнес процветал. Это ведь еще и вопрос продовольственной безопасности страны. Заслон от рейдеров

- Одно из последних достижений ассоциации - принятие законопроекта о развитии чаеводства. Расскажите о нем подробнее.

- Законопроект активно обсуждался в среде чаеводов. В результате один из депутатов Законодательного собрания вышел с законодательной инициативой в кубанский парламент, цель которой - возродить бренд «Краснодарского чая» и сохранить наши хозяйства. Сегодня все производители встревожены не совсем корректными заявлениями, что у них будут отнимать землю, потому что в Сочи она в аренде, а не в собственности. После того, как мы фактически с нуля восстановили чайную отрасль, в наших хозяйствах появлялись рейдерские команды. Их бурная деятельность за четверть века привела к тому, что около 70% земель сельхозназначения, на которых можно было бы выращивать множество субтропических культур, у производителей забрали. В России фактически перестали выращивать не только чай, но и фундук, фейхоа. То, что осталось, это крохи. Сегодня на этих территориях выросла элитная недвижимость. Сейчас власть и бизнес активно ищут способы, как повысить эффективность использования земельных ресурсов. Но для этого нам необходимо представлять общую картину. Все хозяйства, в соответствии с договоренностью с краевой законодательной властью, подготовят четкие бизнес-планы по землям, которые у них имеются на сегодняшний день. Если предприниматели собираются ее обрабатывать, ни у кого вопросов не возникнет. У тех же, кто на уникальные наделы имеет другие планы, землю будут изымать. Если закон о чаеводстве, как обещают региональные власти, все-таки заработает, то мы, уверен, совершим качественный и количественный рывок. Ведь в краевом минсельхозе нам обещают субсидирование затрат на закладку новых чайных плантаций. Краснодарского в пачке - ни чаинки

- Насколько актуален для отрасли вопрос контрафакта?

- При подготовке законопроекта депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края собрали с прилавков магазинов чай, который, судя по этикеткам, выращивается на Кубани, и отдали продукцию на независимую экспертизу. Результаты получились неутешительные: выяснилось, что 90% краснодарского чая на рынке - откровенный контрафакт. Нужен пример? Пожалуйста. В одной из местных торговых сетей реализуется «Краснодарский чай» - как в листе, так и пакетированный. На сайте производителя сказано, что он выращивает около 700 тонн краснодарского чая в год. Как это может быть? Общий сбор в регионе - не более 400 тонн. Что это, если не обман потребителя? Выясняется следующее: чай вообще не имеет отношения к региону, расфасовка производится в Серпухове. При этом производитель представляет контролирующим органам таможенную декларацию о том, что на самом деле это индийский чай, и объясняет, что имеет право использовать словосочетание «Краснодарский край» в качестве бренда. Что обидно: ни одной краснодарской чаинки в пачке нет. И формально предприниматель-производитель, конечно, прав, если следовать принципу, что у нас в стране разрешено то, что не запрещено. В этом контексте самое важное, на мой взгляд, то, что Ассоциация чаеводов Краснодарского края, согласно закону, станет контролирующим органом, который будет проводить мониторинг качества того чая, что продается под маркой краснодарского. Где дипломаты, там и чаеводы

- Недавно члены региональной ассоциации производителей безалкогольных напитков заявили о создании единого бренда для кубанских кваса, лимонада, узвара, главная цель - продвижение. Но у чаеводов задачи несколько шире, правильно понимаю?

- Закон дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Документом определяется региональная политика в области развития чаеводства, направленная на восстановление, сохранение и создание новых плантаций, рост объемов производства чая и развитие чайного рынка. Также законопроектом вводится реестр чайных плантаций. Предприятия отрасли и муниципальные власти обязаны будут предоставлять в реестр актуальные сведения. Утверждаются и виды государственной поддержки производителям чая и производителям посадочного материала для предприятий отрасли. Также законопроект предусматривает, что все производители, выращивающие чайный лист на территории Кубани, смогут использовать для продвижения продукции наименование «Краснодарский чай». Условия достаточно жесткие, чаевод, использующий бренд, должен продавать пачку, в которой не менее 60% местного сырья. Остальное могут составлять добавки: травы, ягоды. Тех, кто не будет исполнять эти требования, ждут солидные штрафные санкции. - И последнее. Где готовят специалистов для вашей отрасли?

- Чаеводов в нашей стране обучает несколько вузов. В частности Московский государственный институт международных отношений, в котором есть специальная кафедра. Ее, кстати, возглавляет дочка Устима Генриховича Штеймана - он в советское время возглавлял объединение «Краснодарский чай». Словом, в одном из престижнейших вузов страны готовят не только дипломатов, но и специалистов для нас. Есть направление по подготовке чаеводов и в КубГТУ. Эти вузы нам очень благодарны, потому что в Сочи студенты могут проходить практику. Не в Индию же ехать для этого. Достаточно сказать, что за последние три года только на нашем предприятии, а оно считается малым бизнесом, прошли летнюю практику более 40 студентов.

Источник: http://yugtimes.com/persons/19762/


Возврат к списку

слоган
Разработка сайта: Студия К.И.Т.
Чай Всем чаям - чай
Успешно добавлен в корзину
Продолжить покупки Перейти в корзину